Синие воротнички — это специалисты, которые занимаются ручным трудом. К ним можно отнести обслуживающий персонал в кафе и магазинах, работников в сельском хозяйстве, промышленных рабочих и так далее.
На российском рынке труда последние несколько лет всё острее наблюдается нехватка синих воротничков. На это есть ряд причин.
Демографическая яма. Массово рабочим профессиям обучали в СССР, но затем быть токарем или электриком стало не солидно, поэтому новые поколения шли учиться экономике и менеджменту. Тенденция создала нынешние условия: квалифицированный рабочий персонал уже уходит на пенсию, а молодых специалистов мало, и они не всегда обладают необходимыми знаниями.
Быстрый рост сельскохозяйственного, нефтедобывающего и перерабатывающего производства в России, вслед за которым выросла и конкуренция за кадры. Выигрывают те организации, которые предлагают лучшие условия.
Многие организации еще не приняли текущую ситуацию с массовым наймом и по этой причине находятся либо в выжидающей позиции, либо делают многочисленные неудачные попытки найма персонала. Вместе с тем бизнес теряет деньги. Эксперты по массовому подбору рассказали, что сегодня важно для синих воротничков и как привлечь таких специалистов к себе в компанию.
1. Установить конкурентную заработную плату
Прежде чем создавать новую вакансию, проверьте, какое вознаграждение за работу предлагают конкуренты. Для этого зайдите на HR-сайты и посмотрите первые 10 объявлений.
Синие воротнички положительно относятся к разделению заработной платы на оклад и премиальную часть. Люди понимают, что они сами влияют на финальную сумму заработка. Для HR-отдела здесь тоже есть плюсы — производительность работников увеличивается.
«В Lamoda практически на всех позициях синих воротничков мы предлагаем окладно-премиальную заработную плату, то есть сотрудники напрямую могут влиять на уровень своего дохода» – рассказывает Евгения Азанова, руководитель отдела по подбору операционного персонала Lamoda.
Также следует внимательно отнестись и к регулярности выплаты заработных плат. Так, для рабочих будут более предпочтительны выплаты не раз в месяц, а, например, раз в неделю или даже каждый день.
2. Предлагать привлекательные условия
Сделать вакансию заманчивой для синих воротничков поможет создание условий, которые важны именно для этой категории сотрудников. Самые основные:
— официальное трудоустройство
— удобный график
— забота о здоровье сотрудников
— обеспечение всем необходимым для работы
— компенсация работы в условиях повышенной опасности
При этом необходимо помнить, что привлекательные условия должны быть не только на бумаге, но и в действительности.
3. Писать текст вакансии правильно
В первую очередь стоит обратить внимание на название позиции.
В описании вакансии всё должно быть по делу: обязанности, требования, условия и контакты для отклика.
Разберем подробнее:
Обязанности нужно описать максимально коротко, чтобы они помещались на экран телефона. Не надо пытаться нанять человека, который будет заниматься всем и сразу, — такой специалист будет стоить дороже.
В требованиях напишите, что должен уметь будущий сотрудник. Не нужно писать про сверхчеловека, это может оттолкнуть простого работягу. Если у вас нет конкретных требований, напишите про персональные качества, например, адекватность и честность.
В условиях пишите всё как есть, даже не очень позитивные вещи. Если нужно жестко соблюдать график — пишите; на кассе нужно следить, чтобы покупатели не воровали, — напишите и это. Многие работодатели стремятся опустить нюансы в вакансии, чтобы рассказать о них потом с глазу на глаз. Но всем будет проще, если человек откажется на этапе просмотра объявления, а не после интервью.
4. Создавать хорошую репутацию
Хорошая репутация компании подкрепит чувство надежности у кандидатов. За брендом работодателя необходимо следить не только на сайтах с отзывами и на джоб-бордах: люди много общаются, часто меняют места работы, и слава об организации переходит из уст в уста.
Чтобы HR-бренд был привлекательным попробуйте следующее:
• Обеспечивайте хорошие условия, о которых написали в вакансии: зарплата, условия труда, стабильность и забота, доверительное отношение между работодателем и сотрудником.
• Относитесь к людям по-человечески. Не обманывайте, не штрафуйте за ошибки, соблюдайте трудовой договор и личные границы, а еще обязательно расставайтесь по-хорошему.
• Прокачивайте скилы руководителей и линейных менеджеров — большую часть времени именно они общаются с сотрудниками, контролируют и оценивают их работу. А чтобы проверить их работу можно воспользоваться услугами «тайного соискателя».
• Транслируйте вовне только то, что действительно существует в вашей компании. Например, не стоит говорить, что у вас дружный коллектив, если внутри творится бардак. В таком случае пора заняться внутренними процессами.
• В маркетинговых коммуникациях делайте упор на человеке. Кандидат должен узнавать себя в рекламных объявлениях и понимать, почему именно он хочет сотрудничать с компанией. Маркетинговые ходы могут быть самые разные. Допустим, в «Северстали» создают короткие ролики, в которых рассказывают о преимуществах работы в компании и истории реальных сотрудников от первого лица. При этом помните, что заранее выученные тексты видно даже через экран.
5. Предлагать карьерный рост
Для представителей некоторых специальностей возможность повышать квалификацию, обучаться и расти в рамках компании будет значимым преимуществом. Особенно это касается тех профессий, в которых существуют разряды и категории (электрослесарь, сварщик, машинист техники и так далее). Обязательно рассказывайте об этой возможности в своих объявлениях, чтобы люди понимали свои перспективы.
В дополнение, карьерный рост для синих воротничков может быть стимулом достигать высоких рабочих показателей.
6. Не затягивать этапы собеседования
Когда человек дошел к вам на собеседование, кажется, что он в ваших руках, ведь он уже потратил столько времени. С синими воротничками эта закономерность не сработает, если вы затянете с принятием решения о найме. Чем быстрее кандидата пригласят на интервью, чем меньше этапов собеседования и чем короче прохождение службы безопасности — тем больше вероятность, что вы заполучите нового сотрудника. На рынке массового подбора большая конкуренция, поэтому специалисты находят работу за пару дней. Если у кандидата будет выбор между компаниями с одинаковыми условиями, он выберет ту, куда его быстрее возьмут.