Использование объектов интеллектуальной собственности, одним из которых является товарный знак – это один из универсальных способов оптимизации налога на прибыль.
Рассмотрим как сделать так, чтобы товарный знак помог вашему бизнесу платить меньше налогов.
Товарный знак
Товарный знак – это уникальное обозначение товаров или услуг. Зарегистрировать товарный знак может любая компания, которая производит или продает товар или оказывает услуги. Это может быть лого, слоган, название или все вместе. Для потребителя товарный знак служит визиткой карточкой определенного производителя, а конкуренты в случае, если вы зарегистрировали товарный знак, не имеют право использовать похожие на него изображения или текст.
Важно: только факта регистрации товарного знака недостаточно, чтобы ваши налоги оптимизировались. Во-первых, товарный знак необходимо оценить. Для этого необходимо обратиться к оценщику, предоставив такие документы, как свидетельство о регистрации, балансовую стоимость в бухгалтерском балансе, информацию о затратах на продвижение бренда за весь период использования знака, объект продаж за период использования и прогнозируемый объем продаж, информацию о заключенных лицензионных договорах, если они есть.
Если вы будете уменьшать налоговую нагрузку при помощи лицензионного договора, то как показывает судебная практика, необходимо в установленном порядке зарегистрировать и сам договор и все дополнительные соглашения к нему, а сам товарный знак оценить и использовать уже его стоимость в договоре. Не пытайтесь обмануть систему: неправомерные действия всегда наказываются в судебном порядке.
Оптимизация налогообложения
Итак, способ оптимизации налогообложения при помощи товарного знака – это работа по лицензионным договорам, т. е. передача права на использование товарного знака третьим лицам.
По российскому законодательству компания может снизить НДС, если она сделает правообладателем товарного знака третье лицо на УСН 6%. Это юридическое лицо должно быть действующее и ведущее хозяйственную деятельность в той области, в которой зарегистрирован товарный знак. Платежи по лицензионному договору можно учитывать в расходах по налогу на прибыль, а правообладатель по упрощенной схеме налогообложения заплатит всего 6% с роялти. Если сделать все правильно, то можно сэкономить около 14%.
Важно: сегодня разрешена регистрация товарных знаков на физических лиц. Однако судебная практика налоговых споров еще практически не сложилась, поэтому такую схему стоит использовать аккуратно.
Таким образом, чтобы использовать товарный знак для оптимизации налогообложения необходимо соблюсти следующие правила:
- Своевременная регистрация всех документов, в том числе дополнительных соглашений;
- Определение адекватной стоимости товарного знака при помощи специального оценщика;
- Определение адекватного размера роялти по лицензионному договору.
Как показывает практика, соблюдение этих правил позволяет избежать многих проблем, в том числе с судом, конкурентами и компаниями, которые приобрели у вас право на использование товарного знака.
Материал подготовлен экспертами компании CyberLaw