Всегда есть те, кто зарабатывает на чужих ошибках. В сфере регистрации товарных знаков существуют так называемые патентные тролли – компании, которые ничего не производят, но владеют сотнями товарных знаков, которые предлагают выкупить тем, кто не успел зарегистрировать свой собственный, либо по которым предъявляют патентные иски и таким образом зарабатывают. В таких компаниях работают профессиональные юристы и конфликтовать с ними очень трудозатратно.
Кто такие патентные тролли?
Патентный тролль – это не производящий правообладатель – компания, которая занимается массовыми регистрациями товарных знаков. Они выявляют обозначения, которые используются другими компаниями и регистрируют их на себя, чтобы впоследствии их продать, либо подать на вас в суд за использование их товарного знака.
Таким образом, основной заработок таких компаний – это шантаж, который предполагает долгие судебные разбирательства. Мошенники требуют выплаты компенсаций, которые заведомо значительно превышают стоимость товарного знака.
С одной стороны такие разбирательства почти всегда приводят к судам. С другой стороны, компания-”жертва” не имеет возможности развивать новые технологии, чтобы уйти от предъявленных обвинений. Поэтому фирмы, которые с этим сталкиваются, чаще всего предпочитают выплатить компенсацию мошенникам, чтобы избежать проблем.
Да, бывает такое, что и самим патентным троллям приходится выплачивать компенсации, но бывает это крайне редко.
Кому стоит бояться патентных троллей
В первую очередь бояться таких патентных троллей нужно тем предпринимателям, кто использует в своей деятельности какое-то название или бренд. Это может быть вывеска магазина, наименование товара на ценнике, соц. сеть, название сайта, либо то обозначение, которое наносится на ваш товар.
В России на сегодняшний момент есть несколько крупных компаний, которые занимаются массовыми регистрациями.
Ошибочно полагать, что патентных троллей интересует только крупный бизнес с большим оборотом. Раньше выявить бренды, которые не регистрировали свои товарные знаки, было достаточно сложно. Но теперь практически у каждого бизнеса есть своя страница в интернете и социальных сетях. Теперь понять, у кого есть товарный знак и кого можно “скопировать” достаточно просто.
Как защищаться от патентных троллей
Судебных прецедентов по подобным делам все больше и больше. Однако многие из них проходят вне суда: все решается огромными компенсациями со стороны тех компаний, которые попали в ловушку патентных троллей.
Решающий фактор – это полная юридическая готовность к таким атакам. Специалисты вашей компании должны хорошо знать свой продукт и понимать, что можно предъявить троллям в ответ. Поэтому при регистрации товарного знака важно помнить, что в формулировках не должно быть тонких мест или расплывчатых формулировок. Также важно вовремя регистрировать товарный знак.
Если у вашей компании есть какой-либо бренд, который вы используете в своей деятельности, печатает этикетки, продвигаете сайт или социальные сети, нет никакой гарантии, что ваш знак зарегистрирует другая компания на себя. Поэтому обязательно регистрируйте товарный знак, как только приняли решение о создании нового бренда/товара.
Судебная практика все более неблагоприятна для тех, кто товарный знак не регистрирует. Конечно вопрос регистрации товарного знака всегда остается за вами.. Но имейте в виду, что впоследствии стоимость вашего товарного знака может вырасти в десятки и даже сотни раз.
Материал подготовлен экспертами компании CyberLaw