Товарный знак – это обозначение для индивидуализации услуг и товаров. Основная задача такого обозначения – это помощь в отличии товаров и услуг одних потребителей от других. Для компаний зарегистрированный товарный знак – это метод борьбы с конкурентами, а также способ заработка денег и расширения бизнеса в целом. Последние два пункта мы и рассмотрим в нашей статье.
Исключительное право
Исключительное право на товарный знак регулируется ст. 1484 ГК РФ и представляет собой право использовать его как угодно, правообладатель также вправе распоряжаться исключительным правом на товарный знак, он может:
- Отчуждать, т. е. продавать исключительное право;
- Предоставлять права пользования по лицензионному договору или договору концессии в случае с франчайзингом.
При этом, согласно исключительному праву нельзя использовать товарный знак другими, только если они не заключили договор, например, лицензии или франчайзинга.
Внимание: любое распоряжение правом на товарный знак должно быть зарегистрировано в Роспатенте.
Обладая исключительным правом на товарный знак, владелец может размещать его где угодно: на продукте, сайте, в рекламных материалах и т. д. Поэтому так важно зарегистрировать товарный знак для защиты компании.
Неочевидные способы извлечения прибыли
Исключительное право на товарный знак позволяет более эффективно бороться с конкурентами. Как правило, в одной нише у многих компаний почти одинаковые логотипы или названия. Однако если одна из них зарегистрирует товарный знак, то остальные уже не смогут использовать похожий логотип или название дальше. Это отличный способ выделиться среди конкурентов, а также избежать судов, которые часто возникают по причине законности использования того или иного изображения/названия/слогана и т. д.
Однако помимо работы с конкурентами отчуждение или предоставление права использования товарного знака – хороший инструмент для развития бизнеса, его роста и расширения, а в некоторых случаях и простого заработка денег.
Для каждой успешной компании наступает момент, когда приходится передавать маркетинговые и прочие наработка взамен на прибыль, например, если компания стала франчайзером, т. е. решила продать права на использование своего бренда взамен на финансовое вознаграждение. В таком случае со всеми франчайзи заключается договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), в рамках которого последний может использовать товарный знак и прочие материалы франчайзера.
Также есть и другой вариант – это лицензионный договор на товарный знак, который регулируется ст. 1489 ГК РФ. В рамках лицензионного договора обладатель товарного знака предоставляет лицензиату право его использования в установленных договором пределах.
Отличие лицензионного договора от договора франчайзинга только одно: по первому передается только право использования товарного знака, это оптимально, когда лицензиат планирует производить и реализовывать товары под знаком лицензиара. Договор коммерческой концессии более комплексный и подразумевает, что франчайзи получает не только право на использование знака, но и некоторые другие интеллектуальные права, например, маркетинговые наработки франчайзера, а также могут передаваться объекты авторских и патентных прав.
В некоторых случаях компания может просто продать товарный знак и извлечь прибыль. В таком случае отчуждение исключительного права на товарный знак также должен быть зарегистрирован в Роспатенте.
Внимание: сроки государственной регистрации распоряжения исключительным правом на товарный знак” в Роспатенте занимает 2-3 месяца, а размер пошлины составит от 9 450 рублей с учетом скидки за электронную подачу. Зарегистрировать товарный знак стоит в несколько раз дороже, однако, это минимизирует судебные и прочие виды рисков.
Таким образом, развитие крупного бизнеса невозможно без заключения лицензионных договоров и договоров франчайзинга, согласно которым компания предоставляет право использования товарного знака.
Материал подготовлен экспертами компании CyberLaw